Артикуляционная гимнастика - здоровьесберегающая технология в работе учителя-логопеда, воспитателя, родителей

Только здоровый ребенок с удовольствием включается во все виды деятельности, он жизнерадостен, оптимистичен, открыт в общении со сверстниками и педагогами. Это залог успешного развития всех сфер личности, всех ее свойств и качеств.

Достижение эффективности в оздоровительно-коррекционно-развивающей работе возможно за счет взаимодействия всех участников педагогического процесса и в совместном решении образовательных, и коррекционных задач.

Своевременное овладение правильной, чистой речью имеет важное значение в формировании личности. Одним из условий становления нормального звукопроизношения является полноценная работа артикуляционного аппарата. Звуки речи образуются в результате сложного комплекса движений артикуляционных органов – кинем. Выработка той или иной кинемы открывает возможность освоение тех речевых звуков, которые не могли быть произнесены из-за ее отсутствия.

Ведущая роль в работе по исправлению дефектов речи принадлежит логопеду. Но только занятий с логопедом недостаточно для выработки прочных навыков правильного звукопроизношения, необходимы дополнительные упражнения – с родителями, воспитателями группы детского сада. Поэтому для достижения положительных результатов в коррекционной деятельности не только детям, но и воспитателям и родителям, необходимо иметь представление о строении речевого аппарата, о назначении каждого его органа, о необходимости сохранять органы речи здоровыми, уметь правильно выполнять упражнения артикуляционной гимнастики.

Поэтому в группе компенсирующей направленности №6 «Ромашки» в сентябре-декабре 2018 года проводился совместно с детьми, родителями, педагогами проект «Веселый язычок».

В результате проекта у детей сформировано:

чёткое представление об органах речи, их строении, назначении;

умение выполнять основные артикуляционные упражнения и специальные упражнения, направленные на выработку артикуляционного уклада определенных звуков;

знание артикуляционных упражнений.

В ходе проекта с родителями были проведены мероприятия:

1.Мастер-класс: «Использование артикуляционной гимнастики при выполнении домашних заданий».

2.Индивидуальные занятия по выполнению артикуляционных упражнений дома.

3.Фоторепортаж «Выполнение артикуляционной гимнастики дома».        

4.Вручение родителям памяток о выполнении артикуляционной гимнастики.

5.Предоставление для индивидуальной работы дома дидактических игр, сказок о «Веселом язычке».

Хочу поделиться небольшими хитростями, чтобы детский интерес к артикуляционной гимнастике не угасал:

·         Проводить её нужно эмоционально, в игровой форме (придумываем сказки: «Сказка о весёлом язычке», «Сказка о комарике», «Как язычок с друзьями чай пил» и т.д.).

·         Использовать игры-ходилки.

1

Можно помочь герою, выполнив задания: использовать артикуляционные кубики. На гранях кубика изображены символы артикуляционных упражнений. Ребенок бросает кубик и выполняет, то упражнение, которое выпало 10 раз. И так несколько раз.

2

«Чудо-сундучок». В сундучке лежат игрушки (символы артикуляционных упражнений: слоник, лягушка, лошадка, грибок…..). Ребенок достает игрушку и выполняет соответствующее упражнение.

3

Подкреплять артикуляционные упражнения стихотворными тестами.

5

·         Нетрадиционные упражнения с бусиной, палочкой, трубочкой, драже и ложкой для совершенствования артикуляционной моторики.

6

·         Использование дидактических кукол

Ко всем артикуляционным упражнениям можно добавить движение кистью.

Применение биоэнергопластики эффективно ускоряет исправление дефектных звуков у детей, так как работающая ладонь многократно усиливает импульсы, идущие к коре головного мозга от языка. Ребенок, например, поднимает язычок вверх, рукой он показывает, где находится язык и как он изогнут.

4

Не забываем!!!

Что при подборе упражнений следует опираться на основные комплексы артикуляционной гимнастики (общий, для свистящих звуков, для шипящих, для сонорных Л,Ль, для сонорных Р,Рь).

Надеюсь, что опыт работы нашей группы по использованию артикуляционной гимнастики как одного из видов здоровьесберегающих технологий окажется полезным при организации работы по обучению и воспитанию дошкольников.

Автор : btamedia